Георгиевская ленточка

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

10 декабря 2020 г.

Урок литературы 11 декабря

 

Тема урока. Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся…»

1.     Прочитать стихотворение «С поляны коршун поднялся…» (с.159 учебника)

2.     Проанализировать стихотворение и записать в тетрадь:

Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «С поляны коршун поднялся…» – это размышление о возможностях человека. Произведение как бы делится на две логические части. В первой – наблюдение за полётом коршуна. Во второй – размышление автора о несовершенстве человека.

Лирический герой восхищён полётом птицы. И вместе с тем испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись над земными проблемами.

Этот тютчевский шедевр построен на противопоставлении земли небу, коршуна – человеку. Автор противопоставляет динамику (взвился) и статику (прирос). Такой авторский приём называется антитеза.

Антитеза – стилистический приём, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.

У коршуна «два мощных, два живых крыла», чтобы парить в высоте, а человек, лишённый крыльев, будто «прирос к земле» – ему не подняться в небо.

Философским смыслом этого стихотворения является вопрос о предназначении человека. Человек не может слиться с природой. Даже наделённый крылатой мыслью, он остаётся приросшим к земле.

Пейзажная лирика – одна из основных примет творчества Фёдора Ивановича Тютчева. Но точнее её называть пейзажно-философской. Пейзажные зарисовки не являются самоцелью, хотя восхищают своей эмоциональностью, выразительностью, живописностью. Пейзаж у Тютчева всегда показан через лирические переживания, связан с философскими размышлениями о жизни, о месте человека в этом мире.

3.     По желанию выполнить тренировочные задания (ссылка: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7035/train/247258/ )

Домашнее задание: выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся…» (с.159 учебника)

Share
feedburner