Георгиевская ленточка

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

27 апреля 2020 г.

Урок родной (русской) литературы 28 апреля


Тема урока: П.П.Бажов «Синюшкин колодец».
Цель урока – знакомство со сказом П.П.Бажова «Синюшкин колодец».
Задачи:
  • закрепить представление о том, что сказы П.П.Бажова влияют на формирование нравственных ценностей читателей;
  • уметь давать характеристику героям произведения, сравнивая их, выявлять их роль в раскрытии социально-нравственного смысла сказа;
  • разграничивать понятия «реальность и фантастика» в сказе; определять жанровые особенности сказки и сказа.  
Задания на урок:
-Сегодня на уроке мы вновь обращаемся к творчеству Павла Петровича Бажова, знаменитого уральского писателя, человека удивительной судьбы и исключительного дарования.  Сказы П.П.Бажова особенно дороги для нас, потому что они о нашей родине – об удивительной красоте величественного Урала, о несметных богатствах его недр, о народных традициях, хранящих в себе тепло души мастерового народа. 

1. Сравнение сказки и сказа.
сказка
сказ
вымысел
описание реальных событий с элементами вымысла
сказочные герои и события
главная тема – жизнь и быт рабочих Урала
сказочные предметы
главные герои: рабочие, мастера, добытчики
традиционное построение
есть сказочные герои и события
есть волшебные предметы
присутствует рассказчик
Сам Бажов отличал сказ от сказки тем, что «в сказе есть элемент действительной истории, что в его основе лежит истинное происшествие, там есть и волшебство, есть и совершенно реальное отражение жизни…»
Сказы Павла Петровича Бажова - это кладезь мудрости народной и в то же время сокровищница писательского мастерства.
Ценность сказов заключается в том, что автор ставит в них проблемы нравственности, духовной красоты и достоинства человека. Поучительность произведений уральского писателя бесспорна. Писатель хотел, чтобы читатели извлекали из его произведений нравственные уроки для воспитания своей души.

-Сегодня на уроке мы будем определять, какие нравственные уроки преподносит нам, читателям, сказ Павла Петровича Бажова «Синюшкин колодец».
2.Чтение сказа.
3.Основные признаки сказа в произведении «Синюшкин колодец»
(заполнить последний столбик таблицы, сделать вывод)
Сравнение
Сказка
Сказ «Синюшкин колодец»
1.
Зачин и концовка
Традиционные. Добро побеждает зло.

2.
Выразительные средства
Эпитеты, повторы, сравнения, сказочные формулы.

3.
Герои
Волшебные

4.
Характеры героев
Положительные или отрицательные

5.
Испытания героев
Испытания повторяются  три раза.

6.
Мечта героев
Любовь, счастье, богатство, благополучие

7.
Место действия
Вымышленное

8.
Образ рассказчика
Отсутствует

4. Устно ответить на вопросы:
-Почему бабка Лукерья не придаёт ценности богатству и деньгам?
-Кто является хранителем несметного богатства, о котором все мечтают?
-Кому, по словам бабки Лукерьи, оно может принести счастье?
-Кому, по словам бабки Лукерьи, оно может принести счастье?
-Какое наследство получил Илья от родных?
-Какой смысл вложил писатель в эти слова? Что же досталось Илье?
-Что же случилось с бабкиным поминком?
-Почему Илья решил сберечь эти три пёрышка?
-Вспомним, как к наказу отнёсся Илья. Как это характеризует героя?
-В чём заключается ценность наказа бабки Лукерьи?
5.Нравственные уроки сказа.
П.П. Бажов писал: «Сказы не зря придуманы. Иные в покор, иные в  наученье,  а есть и такие, что вместо фонарика впереди».Писатель хотел, чтобы мы, читатели, извлекали из его произведений нравственные уроки для себя, для воспитания своей души.
Письменно ответить на вопрос:
-Какие нравственные уроки мы, читатели, возьмём из сказа «Синюшкин колодец» для воспитания своей души?
6.Просмотр мультфильма (по желанию)
Домашнее задание:
  1. Подобрать пословицы, которые можно было использовать в качестве эпиграфа к произведению, обосновать выбор.
  2. По желанию – нарисовать иллюстрацию к сказу «Синюшкин колодец».
Фото выполненных заданий прикрепить в Дневник.ру
Share
feedburner