Тема
урока: П. П. Бажов. Сказ «Каменный цветок».
Цель
урока – продолжить знакомство с творчеством
П.П.Бажова, с его сказом «Каменный цветок».
Задачи:
- узнать новое о личности писателя;
- проанализировать сказ «Каменный цветок»;
- формировать умение работать над текстом произведения, давать характеристику героев;
- развивать устную речь;
- воспитывать любовь к труду, литературный вкус.
Задания на урок:
1.
Биография П. П. Бажова
Павел Петрович Бажов, а раньше
эта фамилия писалась Бажёв, родился 27 (15) января 1879 года в Сысертском
заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Фамилия происходит от слова
«бажить» – ворожить, колдовать. Город Сысерть находился недалеко от
Екатеринбурга. Детство своё он впоследствии описал в автобиографической книге
«Зелёная кобылка», в которой рассказывал о своём отце. Его отец, Петр
Васильевич Бажов, был горным мастером, работал на заводе в Сысерти. Мама,
Августа Степановна, вела домашнее хозяйство, занималась художественным
рукодельем на заказ, была искусной кружевницей. С 1886 по 1889 годы Бажов
учился в земской школе в Сысерти, в ней был «настоящий учитель» – Александр
Осипович Машуков. Александра Осиповича Бажов вспоминал с благодарностью, так
как именно он привил ученику любовь к Пушкину и русской словесности. Трепетное
отношение к поэзии Пушкина Павел Петрович описал в своих воспоминаниях – «Через
всю жизнь».
Когда была
закончена земская школа в Сысерти, которая готовила священников, друзья семьи
советовали отправить Павла учиться дальше, потому что он проявлял способности в
учении, но у родителей на гимназию не было средств. Было решено отвезти его в
Екатеринбург, где можно было учиться бесплатно в духовном училище с общежитием.
Учёба давалась десятилетнему Павлу легко. После блестящего окончания училища в
1893 году его направили в Пермскую духовную семинарию, которую он заканчивает в
1899 году в числе лучших учеников. Впереди ждала духовная академия в Киеве,
большая церковная служба.
Но вместо
академии Бажов хотел поступить в университет города Томска, но не получилось. В
это время умер отец. Надо было помогать слепнущей матери. И он становится
учителем.
Профессиональная
деятельность Павла Петровича, как учителя, началась в стенах его родного
духовного училища в Екатеринбурге, куда он поступил учителем русского языка в
сентябре 1899 года, после попытки устройства на работу в глухой уральской
деревне Шайдурихе, где ему пытались навязать преподавание Закона Божьего, он не
согласился и вынужден был уволиться.
Учителем Бажов
проработал 18 лет. За время преподавания учил воспитанников русскому языку,
литературе, чистописанию, церковно-славянскому языку, арифметике и черчению. В
свободное от занятий время Павел Петрович любил путешествовать, но где бы он ни
был, милее родного края ничего для него не существовало.
В женском
епархиальном училище, где Павел Петрович преподавал, он и встретил свою будущую
жену Валентину Александровну. Рождались дети, нужно было строить свой дом. Дом
был построен, и Бажов прожил в нём 36 лет, но случились события: Первая мировая
война, революция и Гражданская война. Бажовы были вынуждены уехать в 1914 году
к родственникам в Камышлов, где их и застала революция.
Было несколько
тяжёлых и трудных моментов в жизни семьи и Павла Петровича во время этих
событий, но всё удалось пережить, и после Гражданской войны он снова
возвращается на Урал в свой родной дом. В 1923-1930 годах Павел Петрович
сотрудничает в уральских газетах и журналах.
Великая
Отечественная война отразилась на творчестве писателя, он пишет сказы о роли
немецких наёмных рабочих в истории родного края. Сказы «Про главного вора»,
«Иванко Крылатко», «Чугунная бабушка» и другие впервые появляются на страницах
фронтовой печати и получают живой отклик читателей. На протяжении всей Великой
Отечественной войны Бажов поддерживает переписку с фронтовиками: «Мы ни на
минуту не забываем, – писал Павел Петрович в одном из писем, – о том, что вы
там, на фронте, отстаиваете то самое великое и дорогое, без чего никому из нас
нет жизни...»
В 1943 году 8
сказов, написанных после начала войны, издаются отдельным сборником под
названием «Сказы о немцах».
Павел Петрович
не случайно стал писать сказы. Ими он «заболел» ещё в детстве, когда вместе с
ребятами в Полевском слушал рассказы старого сторожа дровяного склада – дедушки
Слышко (Василия Хмелинина, дальнего родственника), который знал множество
легенд, народных уральских сказов. Василий Алексеевич Хмелинин говорил: «Сказки
маленьким рассказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про
старинное житьё, да про земельные дела – это вот помню... Только это не сказки,
а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому
можно. С опаской надо. А ты говоришь – сказку!» В детстве заслушивался Павел
сказками, легендами, рассказами и родной бабушки Авдотьи Петровны.
2.
Чтение сказа «Каменный цветок».
3.
Анализ произведения. Ответить на вопросы:
- Что удивило или, может быть, даже поразило во время чтения сказа? Что показалось необычным или непривычным?
- Где происходят события сказа? Каких героев можно назвать главными? Кто из героев сказа вызывает добрые чувства? Почему?
- О чем рассказывает «Каменный цветок»?
- Почему Данило разбил свою чашу, но оставил чашу, сделанную на заказ? Что мучило его?
- Как вы думаете, чего не хватало Даниле? Может быть, он был недостаточно талантлив? Как раскрывается в сказе талантливость мастера, его душа художника?
- Как же Даниле удалось стать настоящим мастером? Покажи на примерах, что жизнь не баловала Данилку. Как удалось ему, сироте, овладеть мастерством резчика? Благодаря кому и чему?
- Почему же сказ называется «Каменный цветок», а не «Данило-мастер», например, ведь главным героем является он? Какую же мысль вложил Бажов в сказ, дав ему название «Каменный цветок»?
-Сказ «Каменный цветок»
заканчивается тем, что Данилушка неожиданно уходит из дома неизвестно куда. Если
вам интересно, что же дальше случилось с мастером, то прочитайте два других
сказа П.П.Бажова - «Горный мастер» и «Хрупкая веточка».
Домашнее
задание: сделать иллюстрацию к сказу «Каменный
цветок».
Фото рисунка прикрепить в
Дневник.ру.