Георгиевская ленточка

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Проектная деятельность



Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму…

Китайская пословица.
Проект – это «пять П»:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы.


Учебный проект, с точки зрения ученика - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Причем проблема должна иметь личностно- значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. 

Характерная особенность проекта - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый имеет определенные задачи, планируются способы решения этих задач и необходимые ресурсы для этого. 


Целью, каждого проекта является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы. 

Формы продуктов проектной деятельности: 

- справочник; газета; журнал; учебное пособие;
- альбом; гербарий; карта;
- игра; сценарий праздника;
- костюм; макет; модель; сувенир;
- мультимедийный продукт и др.


Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает её результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта.

Формы презентации проектов: 

демонстрация медиа – презентации, коллажа, макета, журнала, игрушек, предметов домашнего обихода;
- защита реферата;
- сюжетно-ролевая игра;
- праздник или инсценировка;
- демонстрация учебного пособия и т.п.

Существуют различные подходы к классификации видов проектов. 
В начальной школе используются следующие виды:

По типу доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, информационные.

Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.

Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, видеофиль­мы, театрализации, совместная газета и сочинение, произведения изобразительного или деко­ративно-прикладного искусства и т. п.
Ролево-игровой проект – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационный проект – это сбор и обработка информа­ции по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся их органичной частью.

Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета. 

Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Интеграция позволяет перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, дает возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления. 

По области предметного содержания: монопроект, межпредметный проект.

По количеству участников: личностные, парные, групповые.

По продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности.

Краткосрочные – на 4-6 уроков.

Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.

Основные этапы проектной деятельности: 

подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

практический (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

презентационный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Какова же роль каждого участника проектной деятельности? 

В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами. 

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.

Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми.

На всех этапах родители выступают как помощники. Роль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы детей над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации. 



1.     Учебный проект - специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.



2.     На всех этапах родители выступают как помощники в определении темы и проблемы проекта, в подборе материалов, оформлении продукта и портфолио проектной деятельности (дневника выполнения проекта).



3.   Темы проектов детей должны быть тесно связаны с предметным содержанием.



4.     Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. 



5.     При оценке успешности ребенка в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.



6. В проектной деятельности ребенка важно повысить его уверенность в достижении цели, сохранить индивидуальность.
gif анимация
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, 
ЧЬИ ДЕТИ ЗАНИМАЮТСЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Он  взрослых  изводил  вопросом  "Почему?"   
Его  прозвали  "маленький  философ". 
Но  только  он  подрос,  как  начали  ему   
Преподносить  ответы  без  вопросов.
И  с  этих  пор  он  больше  никому   
Не  досаждал  вопросом  "Почему?"                         С.Я. Маршак


Чтобы этого не произошло:  если ваш ребенок занимается проектной  деятельностью, то какова ваша роль?
       Очень важно, чтобы Вы (родители) не принимали на себя функции учащегося (не делали всё за него), иначе теряется смысл выполнения проекта. Ваша роль (роль родителей) очень важна, формы Вашего участия в проектной деятельности ребенка достаточно разнообразны.
1.     Мотивационная поддержка.
 Может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к проекту, развитии у ребенка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Родитель может подбодрить своего ребенка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся.
2.     Информационная поддержка.
 Может потребоваться   на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребенка, может порекомендовать определенные источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.
3.     Организационная поддержка.
Одна из самых необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна  по своему содержанию и может касаться как внешней  стороны выполнения  проекта (например, сопровождение ребёнка или группы детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации), так и внутреннего плана (например, помощь ребенку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).
4.     Техническая поддержка.
Эта помощь может потребоваться младшим школьникам на разных этапах подготовки проекта: во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото и видеосъемок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций, техническом оснащении докладов, праздников и многом другом.
5.     Поддержка в самооценке проекта.
Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в ее процессе, чтобы учащийся мог своевременно скорректировать свои действия. Родители могут спросить у ребёнка: что получается не так, как хотелось бы, и почему, как можно это исправить; что для него самое трудное, интересное, полезное в выполнении конкретного проекта. В конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочёты и обязательно отметить реальные достижения ребёнка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперёд.

Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные виды поддержки должны оказываться родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы – например, ребёнок испытывает серьёзные затруднения в каких-либо действиях или сам обращается за помощью. И, конечно же, взрослому следует учитывать опыт ребёнка в выполнении проектов, стремясь к постепенному уменьшению своего участия и созданию условий для становления инициативности и самостоятельности школьника.   

Оформление проекта в 1 классе

  В первом классе, обычно не бывает определенных требований, и оформить проект можно на одном листе в виде фотографий, так как большинство детей еще не могут прочитать, а тем более написать текст пояснений к этим фото, а рассказать может. Чем старше класс, тем выше требования к оформлению.

Стандартное оформление «пояснительной записки» выглядит так:

На первой странице пишется название проекта, имя, фамилия, школа и класс автора проекта, а также год выполнения. Здесь же можно указать данные о руководителе проекта, если таковой имеется.

На второй странице содержание или оглавление проекта.

С третьей страницы начинаем описывать суть проекта:

Введение – постановка задачи и цель работы, краткая предыстория вопроса и отношение самого ученика к проблеме, описанной в проекте.

Далее само описание проекта, где вы детально разворачиваете проблему и либо находите решение, либо описываете, как это делают другие, опираясь на определенных авторов, цитируя различные высказывания.

Заключение – вывод, сделанный в результате исследования.

К пояснительной записке можно приложить плакаты или фотографии. Представить проект можно в виде презентации.

Научившись оформлять правильно проекты, у детей в дальнейшем не возникнет проблем в выполнении и оформлении рефератов и курсовых.


Еще о проектах и исследованиях: http://rsoh-tatiana.ucoz.ru/load/iz_opyta_kolleg/10-1-0-203


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ В 1 КЛАССЕ

1.      Моя малая Родина.
2.      Символы России.
3.      Моя семья.
4.      Герб моей семьи.
5.      История моей семьи.
6.      Тайна имени.
7.      Мой класс и моя школа.
8.      Безопасный путь из дома в школу.
9.      Развитие растений.
10.  Комнатные растения.
11.  Огород на окне.
12.  Почему листья осенью меняют свою окраску?
13.  Моё любимое домашнее животное.
14.  Мы в ответе за тех, кого приучили.
15.  Животные леса.
16.  Животные зоопарка.
17.  Ребятам о зверятах.
18.  Времена года.
19.  Почему радуга разноцветная?
20.  Все профессии нужны, все профессии важны.
21.  Профессии от А до Я.
22.  Когда я стану взрослым…
23.  Азбука профессий.
24.  Книга о цифрах.
25.  Числа в загадках, пословицах и поговорках.
26.  Цифры и числа.
27.  Математика в нашей жизни.
28.  Азбука загадок.
29.  Весёлый алфавит.
30.  Такие разные буквы.
31.  Сказочная страна.
32.  Любимая сказка моей семьи.
33.  Образ Бабы Яги в сказках.
34.  Вежливые слова.
35.  Празднование Нового года в разных странах.
36.  Часы.
37.  Свойства бумаги.
38.  Чудеса из бумаги своими руками.
39.  Волшебный пластилин.
40.  Моё увлечение.
…другие проекты.

gif анимация

Ход информационно-исследовательского проекта
(на примере)

1 этап: Подготовка

1.Выбор темы исследования.
Кристаллы

Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена в сроки, соответствующие возрасту ребенка. 
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. 
В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Правило 6. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.

2 этап: Организация деятельности

2.Постановка целей исследования.
(что и для чего мы будем делать?)

Цель проекта- изучение «мира кристаллов» и способов их выращивания

3.Задачи исследования.
Выработка плана действий (как и с помощью чего можно это сделать?)

Задачи:
  • -Узнать факты о кристаллах.
  • -Вырастить кристаллы в домашних условиях.
4.Объект, предмет и база исследования

Объект: кристаллы
Предмет: способы их выращивания в домашних условиях

5.Гипотеза исследования.
( в случае, если проект-исследовательский)

Из подручных средств (соли, воды), можно в домашних условиях вырастить кристаллы

6.Методы исследования.
-прочитать в книге
-понаблюдать
-посмотреть в компьютере
-задать вопросы родителям, специалистам
-подумать самостоятельно
-посмотреть в книгах
-посмотреть по телевизору и т.д.

Изучение информации о кристаллах, эксперимент.

7.План исследования.
Узнать из разных источников информации (из энциклопедий, Интернета, у взрослых), что такое кристаллы, какие бывают кристаллы.
Выяснить, где встречаются кристаллы в обычной жизни.
Вырастить кристаллы дома.

8.Самостоятельная деятельность.
В соответствии с планом работы

9.Результаты исследования.
(Анализ информации)
Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении.

   Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.

3 этап: Представление готового продукта

10.Представление и защита проекта.
Выступление с защитой своего проекта.
       Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

11.Выработка решения.
При создании необходимых условий можно вырастить кристаллы в домашней обстановке

12.Оценивание исследовательской деятельности.
Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.

13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.
Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.


«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
Share
feedburner