Тема урока: П.П.Бажов
«Синюшкин колодец».
Цель урока – знакомство
со сказом П.П.Бажова «Синюшкин колодец».
Задачи:
- закрепить представление о том, что сказы П.П.Бажова влияют на формирование нравственных ценностей читателей;
- уметь давать характеристику героям произведения, сравнивая их, выявлять их роль в раскрытии социально-нравственного смысла сказа;
- разграничивать понятия «реальность и фантастика» в сказе; определять жанровые особенности сказки и сказа.
Задания на урок:
-Сегодня
на уроке мы вновь обращаемся к творчеству Павла Петровича Бажова, знаменитого
уральского писателя, человека удивительной судьбы и исключительного
дарования. Сказы П.П.Бажова особенно
дороги для нас, потому что они о нашей родине – об удивительной красоте
величественного Урала, о несметных богатствах его недр, о народных традициях,
хранящих в себе тепло души мастерового народа.
1. Сравнение сказки и сказа.
сказка
|
сказ
|
вымысел
|
описание реальных событий с
элементами вымысла
|
сказочные герои и события
|
главная тема – жизнь и быт
рабочих Урала
|
сказочные предметы
|
главные герои: рабочие,
мастера, добытчики
|
традиционное построение
|
есть сказочные герои и события
|
есть волшебные предметы
|
|
присутствует рассказчик
|
Сам Бажов отличал сказ от сказки
тем, что «в сказе есть элемент действительной истории, что в его основе лежит
истинное происшествие, там есть и волшебство, есть и совершенно реальное
отражение жизни…»
Сказы Павла Петровича Бажова -
это кладезь мудрости народной и в то же время сокровищница писательского
мастерства.
Ценность сказов заключается в
том, что автор ставит в них проблемы нравственности, духовной красоты и
достоинства человека. Поучительность произведений уральского писателя
бесспорна. Писатель хотел, чтобы читатели извлекали из его произведений
нравственные уроки для воспитания своей души.
-Сегодня на уроке мы будем
определять, какие нравственные уроки преподносит нам, читателям, сказ Павла
Петровича Бажова «Синюшкин колодец».
2.Чтение
сказа.
3.Основные
признаки сказа в произведении «Синюшкин колодец»
(заполнить
последний столбик таблицы, сделать вывод)
№
|
Сравнение
|
Сказка
|
Сказ «Синюшкин колодец»
|
1.
|
Зачин и
концовка
|
Традиционные.
Добро побеждает зло.
|
|
2.
|
Выразительные
средства
|
Эпитеты,
повторы, сравнения, сказочные формулы.
|
|
3.
|
Герои
|
Волшебные
|
|
4.
|
Характеры
героев
|
Положительные
или отрицательные
|
|
5.
|
Испытания
героев
|
Испытания
повторяются три раза.
|
|
6.
|
Мечта
героев
|
Любовь,
счастье, богатство, благополучие
|
|
7.
|
Место
действия
|
Вымышленное
|
|
8.
|
Образ
рассказчика
|
Отсутствует
|
4.
Устно ответить на вопросы:
-Почему бабка Лукерья не придаёт
ценности богатству и деньгам?
-Кто является хранителем
несметного богатства, о котором все мечтают?
-Кому, по словам бабки Лукерьи,
оно может принести счастье?
-Кому, по словам бабки Лукерьи,
оно может принести счастье?
-Какое наследство получил Илья от
родных?
-Какой смысл вложил писатель в
эти слова? Что же досталось Илье?
-Что же случилось с бабкиным
поминком?
-Почему Илья решил сберечь эти
три пёрышка?
-Вспомним, как к наказу отнёсся
Илья. Как это характеризует героя?
-В чём заключается ценность
наказа бабки Лукерьи?
5.Нравственные
уроки сказа.
П.П. Бажов писал: «Сказы не зря придуманы. Иные в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди».Писатель хотел, чтобы мы, читатели, извлекали из его произведений нравственные уроки для себя, для воспитания своей души.
Письменно
ответить на вопрос:
-Какие нравственные уроки мы,
читатели, возьмём из сказа «Синюшкин колодец» для воспитания своей души?
6.Просмотр
мультфильма (по
желанию)
Домашнее задание:
- Подобрать пословицы, которые можно было использовать в качестве эпиграфа к произведению, обосновать выбор.
- По желанию – нарисовать иллюстрацию к сказу «Синюшкин колодец».
Фото
выполненных заданий прикрепить в Дневник.ру