Тема
урока. Противопоставление судеб человека и
коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны
коршун поднялся…»
1. Прочитать
стихотворение «С поляны коршун поднялся…» (с.159
учебника)
2. Проанализировать
стихотворение и записать в тетрадь:
Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «С
поляны коршун поднялся…» – это размышление о возможностях человека.
Произведение как бы делится на две логические части. В первой – наблюдение за
полётом коршуна. Во второй – размышление автора о несовершенстве человека.
Лирический герой восхищён полётом птицы. И
вместе с тем испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого
хищника, не в состоянии вознестись над земными проблемами.
Этот тютчевский шедевр построен на противопоставлении
земли небу, коршуна – человеку. Автор противопоставляет динамику (взвился) и
статику (прирос). Такой авторский приём называется антитеза.
Антитеза –
стилистический приём, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.
У коршуна «два мощных, два живых крыла»,
чтобы парить в высоте, а человек, лишённый крыльев, будто «прирос к земле» –
ему не подняться в небо.
Философским смыслом этого стихотворения
является вопрос о предназначении человека. Человек не может слиться с природой.
Даже наделённый крылатой мыслью, он остаётся приросшим к земле.
Пейзажная лирика – одна
из основных примет творчества Фёдора Ивановича Тютчева. Но точнее её называть
пейзажно-философской. Пейзажные зарисовки не являются самоцелью, хотя восхищают
своей эмоциональностью, выразительностью, живописностью. Пейзаж у Тютчева
всегда показан через лирические переживания, связан с философскими
размышлениями о жизни, о месте человека в этом мире.
3. По желанию
выполнить тренировочные задания (ссылка: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7035/train/247258/
)
Домашнее задание:
выразительное чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «С поляны коршун
поднялся…» (с.159 учебника)